1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лекарственные пробы практические навыки педиатра

Лекарственные пробы — практические навыки педиатра

В последнее время для дифференциальной диагностики органических и функциональных изменений со стороны сердца широко используются лекарственные пробы.

Проба с блокадой холинергических рецепторов (атропиновая). Показана при синусовои брадикардии, нарушении синоаурикулярной и атриовентрикулярной проводимости, суправентрикулярных экстрасистолах, синдромах WPW, «ранней» реполяризации.
Через 1,5—2 ч после приема пищи в состоянии покоя записывают исходную ЭКГ, измеряют АД. Затем ребенку внутривенно медленно вводят 0,02—0,025 мг/кг раствора атропина в 4—5 мл изотонического раствора натрия хлорида. Запись ЭКГ производят непосредственно после введения атропина и каждые 3—5 минут в течение 30 мин. Другие методы введения атропина (подкожно, внутри-
мышечно) менее удачны, так как не всегда можно уловить время наступления реакции. Проба считается положительной, если имевшие место изменения ЭКГ исчезают, это доказывает связь нарушений ритма сердца с ваготонией. Могут быть побочные явления: сухость слизистой полости рта, сонливость, гиперемия лица, синусовая тахикардия, ритм коронарного синуса, атриовентрикулярная диссоциация на ЭКГ.
Проба противопоказана при высокой миопии, глаукоме, синусовой и эктопической тахикардии, политопных экстрасистолах, выраженной брадикардии, кардиомегалии.

Проба с блокадой бета-адренергических рецепторов (обзидановая).

Показана при нарушении процесса реполяризации (сглаженные или отрицательные зубцы Т в отведениях I, II, К4-6, снижение сегмента S — Г), синдроме удлиненного интервала Q—Т, суправентрикулярной экстрасистолии.
Через 1,5—2 ч после еды в состоянии покоя записывают исходную ЭКГ. Затем ребенку дают в измельченном виде 0,5 мг/кг обзидана в 100 мл теплой кипяченой воды. ЭКГ регистрируют через 30, 60, 90 и 120 мин. Могут быть головокружение, тошнота, рвота, брадикардия, гипотония.
Проба противопоказана при выраженной брадикардии, нарушении синоатриальной и атриовентрикулярной проводимости, респираторных аллергозах со склонностью к бронхоспазмам, выраженной миокардиальной недостаточности, гипотонии (систолическое АД ниже 80 мм рт. ст.).
Положительная обзидановая проба (исчезновение на ЭКГ признаков изменений в миокарде — возрастание зубца Т, снижение сегмента ST и др.) свидетельствует
о функциональном характере изменений миокарда. Отрицательная проба не может служить подтверждением органического характера поражений миокарда, в таких случаях показано проведение калиевой и калий-обзидановой проб. У больных с миокардитами, кардиомиопатиями иногда при обзидановой пробе обнаруживается слабоположительная реакция, зубцы Т и сегмент ST не нормализуются, реполяризация ухудшается. Однако незначительная положительная динамика при данной пробе у детей с формированием рефрактерной сердечной недостаточности (одна из причин — гиперсимпатикотония) является показанием к назначению и включению в комплексную терапию заболевания небольших доз обзидана.

Калиевая проба.

Показана при нарушении реполяризации (сглаженные или отрицательные зубцы Т в отведениях I, II, 1/4-6, снижение сегмента ST).
Через 1,5—2 ч после еды (не натощак) в состоянии покоя записывают исходную ЭКГ. Затем ребенку внутрь дают 0,05 г/кг калия хлорида в 100 мл кипяченой воды (в случае отрицательного ответа дозу калия можно увеличить до 0,1 г/кг). ЭКГ регистрируют через 30, 60, 90 и 120 мин. Положительная калиевая проба (зубец Т на ЭКГ становится положительным, нормальной величины) свидетельствует о функциональном генезе изменений, отрицательная не исключает его и диктует необходимость применения других фармакологических проб (обзидаповой, калий-обзидановои). Могут быть побочные явления: тошнота, рвота, боли в животе, диспептические явления.
Проба противопоказана при выраженном нарушении атриовентрикулярной проводимости, сердечной декомпенсации, желудочно-кишечных нарушениях, почечной недостаточности с явлениями гиперкалиемия, органических поражениях миокарда.

Калий-обзидановая проба.

Показана при отрицательных результатах калиевои и обзидановой проб. Она уменьшает время проведения исследования и дозу препарата, является наиболее информативной, поэтому ее можно использовать первой.
Через 1,5—2 ч после еды (не натощак) в состоянии покоя записывают исходную ЭКГ. Затем ребенку дают 0,3 мг/кг обзидана в размельченном виде и по 0,05 г/кг калия хлорида в 100 мл теплой кипяченой воды. ЭКГ регистрируют через 30, 60, 90 и 120 мин. Калий-обзидановая проба дает такие же результаты, как и пробы с каждым препаратом в отдельности. Эти пробы не нормализуют электрокардиографические изменения, если в их основе лежат органические поражения сердца. Могут быть тошнота, рвота, головокружение, боли в животе, гипотония, брадикардия.
Противопоказания к проведению пробы такие же, как при пробах с каждым препаратом в отдельности.

Читать еще:  Массаж простаты для кайфа

Информационная проба (психофизиологический тест).

Эта проба, предложенная Г. И. Сидоренко с соавт. (1982), является простым методом моделирования ситуаций, солряженных с психоэмоциональным напряжением. С помощью пробы можно количественно оценить эффективность переработки информации в условиях дефицита времени и адаптивные реакции сердечно-сосудистой системы.
Показания: диагностика скрытой сосудистой гиперреактивности, неадекватных реакций сердечно-сосудистой системы у детей с сосудистыми дистониями в условиях стрессовых ситуаций, контроль за эффективностью лечения детей с сосудистыми дистониями и массовые профосмотры с целью их выявления
Методика проведения: информационная проба проводится утром в изолированной комнате при зашторенных окнах, равномерном искусственном освещении. В помещении необходимо исключить нахождение посторонних лиц, шумовые помехи, другие действия, отвлекающие испытуемого. Для проведения пробы надо иметь телевизор, электронную приставку для телеигр (например, «Электроника ЭКСИ-видео 01»), аппарат для измерения АД, при необходимости — электрокардиограф и др Испытуемый располагается удобно в кресле за столиком, на котором находится электронная приставка с пультом управления, на расстоянии 2 м от телевизора. Правая рука его лежит на пульте управления, левая — на столе, на левое плечо накладывается манжетка тонометра. Испытуемый с помощью пульта в течение 5 минут должен перемещать световую черту на экране телевизора, чтобы отразить летящую точку. Перед началом проведения пробы измеряют АД. Для сознательного участия исследуемого в выполнении пробы ему объясняют цель исследования и суть задания, дают 1 минут на тренировку. Одновременно с началом пробы включают секундомер для контроля времени проведения пробы (5 мин) и времени до появления 15 ошибок. Контроль за АД осуществляется на 1-, 3 , 5-й минутах пробы и спустя 1 минут после ее окончания.
Оценивают и рассчитывают следующие показатели: разницу между наибольшим АД во время проведения пробы и исходным АД для систолического и диастолического АД- динамику изменения систолического и диастолического АД на 1-, 3-, 5-й минутах пробы по сравнению с исходным, возврат АД к исходному уровню после прекращения пробы, время в секундах до появления 15 ошибок- коэффициент информационной переработки (в битах)
в процентах для оценки эффективности переработки информации по формуле
где КИП — коэффициент информационной переработки, Г — время перелета световой точки по игровому полю (1,5 с при медленном режиме и 0,75 с — при быстром), Т — время проведения теста, с (300 с), П — число ошибок за время проведения пробы.
У здоровых лиц прирост систолического и диастолического АД не превышает на 1-й минуте пробы 15 мм рт. ст. и 10 мм рт. ст. соответственно, на 3- и 5-и минутах прирост АД ниже, а после l-й минуты отдыха АД возвращается к исходному уровню.
У лиц с сосудистыми дистониями по гипертоническому типу более выраженный подъем АД на 1-й минуте (более 20 мм рт. ст. систолического и 10 мм рт. ст. диастолического). После прекращения пробы АД возвращается к исходному уровню.
У лиц с артериальной гипертензией прирост систолического АД на 1-и минуте составляет 30—40 мм рт. ст., диастолического— 15—20 мм рт. ст. Прирост АД сохраняется на протяжении всей пробы, АД не возвращается к исходному уровню после прекращения пробы.

Увага, тільки СЬОГОДНІ!

Перечень практических навыков врача- педиатра (интерна)

Врач-педиатр должен владеть следующими практическими навыками:

Клиническое обследование больного:

  1. Полное клиническое обследование больного по всем органам и системам: анамнез, осмотр, перкуссия, пальпация, аускультация, включая исследования:
Читать еще:  Массаж простаты как глубоко

1.1. физического и полового развития;

1.2. центральной и периферической нервной системы (состояние сознания, двигательная и чувствительная сфера, оболочечные симптомы);

1.3. органов чувств;

1.4. кожных покровов, периферических лимфатических узлов;

1.5. костно-мышечной системы;

1.6. сердечно-сосудистой системы;

1.7. органов дыхания;

1.8. органов желудочно-кишечного тракта;

1.9. органов мочевой системы.

  1. Сформулировать и обосновать предварительный диагноз.
  2. Составить план исследования больного.
  3. Составить план лечения с учетом предварительного диагноза.
  4. Сформулировать полный диагноз, провести необходимую дифференциальную диагностику.
  5. Определить признаки клинической и биологической смерти.

Лабораторные и инструментальные исследования.

— посевов мочи и крови, мокроты;

— теста толерантности к глюкозе;

  1. Оценка гормональных исследований крови (ТТГ, Т3, Т4, катехоламины, ренин, альдостерон, кортизол, ЛГ, ФСГ и др.).
  2. Оценка миелограммы.
  3. Аллергологическое исследование.
  4. Иммунохимическое исследование (иммуноглобулины).
  5. Запись, расшифровка и оценка ЭКГ.
  6. Спирография.
  7. Методика подготовки и анализ рентгенограмм при основных заболеваниях бронхолегочной, сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта, почек, желчных путей, суставов, позвоночника, черепа.
  8. Исследования глазного дна.
  9. Специальные исследования:

— эндоскопия (ЭГДС, колоноскопия, ректороманоскопия);

— ЭХО- и допплерокардиография;

— УЗИ органов брюшной полости, почек;

— пробы с физической нагрузкой;

— коронаро- и артериография;

— биопсия лимфатических узлов, печени, почек;

— компьютерная и магнитно-резонансная томография;

— основные показатели гемодинамики (ОЦК, ЦВД, УО, МО, фракция выброса, ОПС).

Лечебные и диагностические процедуры:

1. Подкожные и внутримышечные инъекции.

2. Внутривенные вливания (струйные, капельные).

3. Взятие крови из вены.

4. Определение группы крови, резус-фактора.

5. Переливание крови и её компонентов.

6. Промывание желудка через зонд.

7. Плевральная пункция.

8. Клизмы (очистительная, лечебная).

9. Стернальная пункция.

10. Закрытый массаж сердца, искусственная вентиляция легких «рот в рот».

11. Передняя тампонада носа.

12. Пальцевое исследование прямой кишки.

13. Туберкулиновые пробы.

14. Методы экстракорпоральной детоксикации крови (гемодиализ, гемосорбция, плазмаферез).

Первая врачебная помощь при неотложных состояниях:

1. гипертермический синдром;

2. судорожный синдром;

4. гипертонический криз;

5. одышечно-цианотический приступ;

7. приступ бронхиальной астмы, астматический статус;

8. острая дыхательная недостаточность;

9. тромбоз сосудов;

10. шок (кардиогенный, анафилактический);

11. пароксизмальная тахикардия, тахиаритмии;

12. приступ Морганьи-Эдемса-Стокса;

13. желудочно-кишечное кровотечение;

14. легочное кровотечение;

15. почечная колика;

16. кома гипергликемическая, гипогликемическая, анемическая;

17. острые аллергические реакции;

19. острые заболевания органов брюшной полости;

20. синдром дегидратации и гипергидратации;

21. психомоторное возбуждение различного генеза.

Документация, организация работы врача-педиатра:

1. Заполнение и ведение клинической истории болезни, выписки из истории болезни.

2. Заполнение и ведение медицинской документации в поликлинике: истории развития ребенка Ф-112 у; статистического талона Ф-025/у; экстренного извещения в случае инфекционного заболевания Ф-058у; листа нетрудоспособности; направления на госпитализацию Ф-28; санаторно-курортной карты Ф-072/у и других.

3. Рецепты: льготные, на наркотические и наркосодержащие препараты.

4. Медико-социальная экспертиза:

5. направление на МСЭ,

6. заполнение листа временной нетрудоспособности по уходу за ребенком,

7. участие в составлении индивидуальной программы реабилитационных мероприятий по профилактике инвалидности.

8. Организация диспансеризации на участке, анализ заболеваемости.

9. Добровольное и обязательное медицинское страхование.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПЕДИАТРИЯ» (интернатура)

Практические навыки к циклу «Поликлиническая педиатрия»

Практические навыки к циклу «Поликлиническая педиатрия»

В результате обучения на цикле студент должен:

— содержание работы врача дошкольно-школьного отделения детской поликлиники;

-содержание работы врача-педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому;

-принципы питания здоровых детей раннего возраста;

-принципы питания больных детей различных возрастов и групп здоровья;

-содержании работы врача неотложной и скорой помощи;

-методику проведения закаливания детей раннего возраста;

-противоэпидемические мероприятия в очагах инфекции;

-организацию транспортировки детей с переломами и вывихами конечностей;

-порядок направления на консультации к специалистам и на стационарное лечение;

— порядок направления на медико-социальную экспертизу детей и пожростков.

-собрать и оценить социальный, биологический и генеалогический анамнез;

Читать еще:  Почему антибиотики иногда становятся бесполезными при врачевании данного недуга

-определить физкультурную группу для детей дошкольного возраста;

-определить степень готовности детей к поступлению в школу;

-определить группу здоровья ребенка на основании комплексной оценки состояния здоровья;

-составить режим дня для здоровых детей раннего возраста;

-составить режим дня для больных детей различных возрастов и групп здоровья;

-оценить степень тяжести адаптации детей к дошкольно-школьным учреждениям;

-составить индивидуальный календарь профилактических прививок;

-выписать рецепты на бесплатные медикаменты, рецепты на бесплатное питание детям различных возрастных групп;

-оформить медицинскую документацию: историю развития (ф-112) и историю болезни ребенка; карту профилактических прививок (ф-063); направление на консультацию к специалисту; направление в процедурный кабинет поликлиники; направление на стационарное лечение; контрольную карту диспансерного наблюдения (ф-30); экстренное извещение в СЭС; санаторно-курортную карту для детей и подростков; медицинскую справку на ребенка — инвалида детства; этапный эпикриз на ребенка первого года жизни; дородовый патронаж беременной; первичный патронаж к новорожденному; передачу подростков во взрослую поликлинику; документацию при оформлении ребенка в детский сад, школу; больничные листы и справки о допуске в детское учреждение после болезни;

-выявить и обосновать противопоказания к проведению профилактических прививок; побочные явления при проведении профилактических прививок;

— оформить направление на медико-социальную экспертизу.

— о принципах назначения и проведения комплексов массажа и гимнастики детям раннего возраста;

— о методике проведения лечебной физкультуры, массажа и физиотерапевтических методов лечения у детей с различными заболеваниями;

-методикой подготовки ребенка к эндоскопическому исследованию желудочно-кишечного тракта и органов дыхания;

-методикой проведения и оценки желудочного и дуоденального зондирования;

-правилами забора материала для лабораторных исследований при соматической и инфекционной патологии у детей: крови, мочи, кала, костного мозга, спинномозговой жидкости;

-оценкой ревматологического комплекса (общий белок, белковые фракции, сиаловая кислота, проба Вельтмана, С-реактивный белок, формоловая проба);

-проведением антропометрического обследования ребенка: измерение массы тела, окружности грудной клетки, окружности головы; оценку физического развития ребенка на основании использования данных антропометрических стандартов и индексов;

-оценкой физического развития ребенка;

-методикой проведения и оценкой функциональных нагрузочных проб по Шалкову, Штаге-Генча;

-измерением артериального давления, частоты сердечных сокращений и дыханий в минуту;

-методикой клинического обследования здорового и больного ребенка: осмотр, аускультация, перкуссия, пальпация;

-оценкой результатов анализов: общего анализа крови; анализов мочи общего, по Нечипоренко, Аддису-Каковскому, Амбурже, пробы по Зимницкому; копрограмму;

-оценкой результатов биохимических анализы крови при соматических и инфекционных заболеваниях;

-методикой расчета и коррекции питания детей первого года жизни;

-методикой расчета и коррекции питания больных детей различных возрастов и групп здоровья;

-навыками гигиенического ухода за новорожденным (уход за кожей и слизистыми, обработка пупочной ранки, гигиеническая ванна и др.);

-методикой и техникой введения лекарственных средств (внутримышечно, подкожно, внутривенно), рассчитать дозы и разведение лекарственных средств;

-методикой промывания желудка;

-методикой постановки очистительных и сифонных клизм;

-методикой наложения бактерицидных повязок;

-методикой наложения транспортной шины;

ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:

-проведения анализа показателей работы поликлиники;

-проведения анализа показателей работы участкового педиатра;

-проведения анализа показателей работы врача школьно-дошкольного отделения;

-владения методикой отсасывания содержимого из верхних дыхательных путей (с использованием электро- и механических отсосов);

-владения методикой проведения плевральной пункции;

-определения правильности наложения гипсовой лонгеты;

-владения методикой непрямого массажа сердца;

-владения методикой ИВЛ способом «рот в рот», «рот в нос», мешком Амбу;

-оказания неотложной помощи при ожогах и отморожениях;

-оказания неотложной помощи при острой дыхательной недостаточности на догоспитальном этапе;

-оказания неотложной помощи при остановке дыхания;

-оказания неотложной помощи при остановке сердца;

-оказания неотложной помощи при отравлениях;

-оказания неотложной помощи при ожогах пищевода;

-оказания неотложной помощи при различных видах шока;

-оказания неотложной помощи при острой дегидратации;

-оказания неотложной помощи при гипертермии;

-оказания неотложной помощи при отеке мозга;

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector