0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды диагностических процедур

Методы обследования кишечника: показания к назначению, процедура проведения и оценка информативности

Сбои в работе кишечника — щепетильная тема, о которой не принято говорить открыто. Но когда речь идет о риске возникновения серьезной патологии, стоит отбросить скромность и начать действовать, а точнее — пройти необходимые обследования. О том, какими они бывают и что показывают, мы поговорим в этой статье.

Когда показано обследование кишечника

Большинство заболеваний кишечника сопровождаются такими неспецифическими симптомами, как:

  • болевые ощущения в области живота или заднего прохода;
  • диарея или запор;
  • вздутие живота (метеоризм);
  • продолжительное ощущение тошноты или рвота.

Если беспокоят подобные симптомы, необходимо обратиться к гастроэнтерологу.

Иногда обследование кишечника могут назначить при диагностике причины постоянного недомогания и слабости, отсутствия аппетита, необъяснимой потери массы тела при полноценном питании.

В регулярных обследованиях нуждаются люди, перенесшие операцию по удалению опухоли в каком-либо из отделов кишечника. Кроме того, ежегодную профилактическую диагностику необходимо проходить лицам старше 40 лет — в этом возрасте риск возникновения заболеваний кишечника возрастает.

Врачи рекомендуют проходить регулярные обследования также и молодым людям: в последнее время участились случаи воспалительных заболеваний кишечника у лиц в возрасте около 26 лет. Отсутствие специфических симптомов может стать причиной для несвоевременного выявления болезни. Это приводит к пропуску ранней стадии, когда патология еще поддается простому лечению. Но без дополнительных анализов даже врач часто не проявляет настороженность в отношении развития онкологического или воспалительного процесса в кишечнике. Поэтому профилактические исследования превращаются в насущную необходимость для каждого, кто заботится о здоровье.

Особенности обследования тонкого и толстого кишечника

Анатомически в кишечнике выделяются два основных сегмента: тонкая и толстая кишка, исследование которых имеет свою специфику. Тонкая кишка выполняет функции переваривания пищи, всасывания питательных веществ. Толстый кишечник формирует и выводит каловые массы. В диагностике заболеваний этих двух сегментов большую роль имеет копрологическое исследование — анализ, позволяющий специалисту составить первое заключение о характере болезни при оценке консистенции, примесей (кровь, гной) и цвета кала.

Наиболее информативным видом анализа является исследование кишечника с помощью эндоскопа. Исследование тонкой кишки таким способом затруднено, поскольку расположение органа делает его труднодоступным, но возможно. Современное оборудование справляется с этой задачей. Остановимся подробнее на видах исследования тонкого и толстого кишечника.

Методы диагностики заболеваний кишечника

В настоящее время в программу общероссийской диспансеризации анализ кала на определение скрытой в нем крови включен только для людей старше 39-ти лет. Он должен выявить основной симптом наличия в кишечнике раковой опухоли. Только по итогам анализа врач принимает решение о необходимости более детальных исследований. Следует заметить, что до сих пор не все клиники России оснащены современным оборудованием для проведения качественных диагностических процедур – многие могут предложить только общий анализ кала или УЗИ брюшной полости. Поэтому пациентам зачастую приходится обращаться в платные центры. Можно выделить следующие методы, способные выявить проблемы с кишечником:

Лабораторные методы

Если врач заподозрил наличие у пациента патологии кишечника, то сначала потребуется сдать анализы крови, мочи и кала. Результаты каждого из них указывают на наличие или отсутствие проблем в организме.

  • Общий анализ крови. Позволяет диагностировать воспалительные, паразитарные заболевания кишечника, желудочно-кишечные кровотечения, наличие опухолей или синдром нарушения всасывания. Анализ проводят в утренние часы, натощак, для проведения необходима кровь из вены. Для большинства перечисленных болезней характерны увеличенные показатели СОЭ и наличие анемии, но это исследование служит лишь дополнением, на его основе нельзя поставить точный диагноз.
  • Биохимический анализ крови. Предварительный анализ способен показать нарушения всасывания питательных веществ в кишечнике.
  • Общий анализ мочи. Служит поводом для проведения детальных исследований, связанных с синдромом нарушения всасывания и дегидратации (длительной рвоты и диареи). Для его проведения необходимо иметь стерильный контейнер для забора биоматериала. Забор производят утром, затем желательно как можно скорее доставить материал в диагностический центр. Причиной для беспокойства может стать снижение, насыщенно-желтый цвет и повышение плотности мочи.
  • Копрограмма. Этот анализ представляет собой исследование кала пациента. Лаборанты проверяют образец на наличие яиц паразитов, крови, гноя, слизи и остатков пищи, описывают физические свойства — цвет, форму, консистенцию, запах. Проводят его химическое исследование — реакцию на кровь, стеркобилин, билирубин и растворимый белок. Также необходимо микроскопическое исследование на наличие мышечных волокон, соединительных тканей, жиров и т.д. Исследование дает общую картину состояния здоровья кишечника и помогает врачу определить характер и примерную локализацию патологии. Перед сбором материала необходимо придерживаться определенной диеты на протяжении 4–5 дней. Образец забирают в стерильный контейнер, который необходимо доставить в центр диагностики в этот же день.

Инструментальные методы

Данный способ сбора информации о возможных патологиях кишечника проводят при помощи специальных технических устройств. Существует несколько подвидов инструментальных методов исследования, способных не только с точностью определить характер и локализацию заболевания, но и в некоторых случаях произвести забор биоматериала или даже удаление образований.

  • Колоноскопия . Обследование проводят при помощи эндоскопа, метод подходит для диагностики заболеваний любого отдела толстой кишки. Видеокамера на конце введенной в кишечник трубки показывает состояние внутренних стенок кишечника, наличие опухолей, язв, полипов и воспаления. В зависимости от модели эндоскопа, возможен забор биоматериала для последующего исследования, а также удаление опухолей и полипов. У процедуры есть противопоказания — острая стадия инфаркта миокарда, перфорация кишечника, перитонит, воспаление брюшной полости, молниеносная форма ишемического колита, острая сердечно-сосудистая или дыхательная недостаточность. В течение трех дней до процедуры необходимо соблюдать диету, накануне принять слабительное. В зависимости от состояния кишечника, профессионализма врачей и качества самого аппарата, процедура может быть как абсолютно безболезненной, так и доставляющей значительные болевые ощущения пациенту. В некоторых клиниках есть возможность провести колоноскопию под наркозом.
  • Компьютерную, или виртуальную, колоноскопию выполняют с помощью компьютерного томографа. Результатом процедуры становится создание 3D-модели толстого кишечника, на основании которой врач может поставить точный диагноз и назначить лечение. В течение пары дней перед процедурой нужно придерживаться диеты. Противопоказания аналогичны колоноскопии, но этот метод нельзя использовать беременным женщинам. Компьютерная колоноскопия абсолютно безболезненна для пациента. Диагностика занимает не более 10 минут.
  • Ректосигмоскопия, или ректороманоскопия — эндоскопическое исследование для диагностики заболеваний прямой кишки и дистального отдела сигмовидной кишки. Процедура подготовки и проведения аналогична колоноскопии, с той лишь разницей, что трубку аппарата вводят в задний проход не глубже 25–30-ти см. Пациенты описывают процедуру как «неприятную, но терпимую».
  • Капсульная эндоскопия представляет собой обследование тонкого кишечника с помощью специальной капсулы с видеокамерой. Устройство после проглатывания продвигается по всему желудочно-кишечному тракту, записывает и передает информацию на специальный носитель. Капсульный метод дает только визуальную информацию, на основе которой врач принимает решение о необходимости проведения лечебных процедур. В течение 2–3 дней до процедуры следует придерживаться специальной диеты, а перед проведением желательно голодание.
  • Балонная энтероскопия . Метод обследования и лечения тонкой кишки с помощью эндоскопа, который вводят через задний проход или ротовую полость. Это довольно сложная и болезненная процедура иногда длится несколько часов, поэтому ее делают только под общим наркозом. Назначают при подозрениях на кровотечения, наличие новообразований, болезни Крона и полипы в тонком кишечнике. В область кишечника вводят оснащенную одним или двумя баллонами трубку, внутри которой располагается эндоскоп, способный самостоятельно выдвигаться наружу. Накачивая воздух в баллон, врач фиксирует трубку внутри тонкой кишки, чтобы обеспечить возможность камере продвинуться вслед за ней. Подготовка к процедуре аналогична подготовке к колоноскопии. Балонная энтероскопия позволяет останавливать кровотечения, делать биопсию, удалять опухоли и доставать инородные предметы.
Читать еще:  Лабораторная диагностика в спорте

Заболевания кишечника могут нанести серьезный вред всему организму, ведь именно этот орган отвечает за поступление необходимых питательных веществ в кровь. Поэтому важно обращать внимание на любые изменения в его работе и при обнаружении последних незамедлительно обращаться к врачу сдавать анализы. Даже если вы чувствуете себя абсолютно здоровым, лучше не пренебрегать регулярными обследованиями, ведь ранние стадии заболеваний часто протекают бессимптомно.

Диагностические процедуры

Инструментально — функциональные методы обследования

  • Электрокардиография (ЭКГ) — метод графической регистрации электрических явлений, возникающих при работе сердца.
  • Фонокардиография (ФКГ) – метод графической регистрации звуковых явлений, возникающих при работе сердца.
  • Поликардиография (ПКГ) – метод одновременной регистрации ЭКГ, ФКГ и сфигмограммы сонной артерии.
  • Сфигмография — графическая регистрация колебаний артериальной стенки, возникающих при распространении по сосудам волны повышения давления.
  • Электроэнцефалография (ЭЭГ) – метод исследования биоэлектрической активности головного мозга.
  • Реовазоэнцефалография (РЭГ) — бескровный метод исследования кровообращения в системе сонных и позвоночных артерий, основанный на графической регистрации изменений электрического сопротивления живых тканей во время прохождения через них электрического тока (увеличение кровенаполнения сосудов во время систолы приводит к уменьшению электрического сопротивления исследуемых отделов тела).
  • Электронейромиография (ЭНМГ), или стимуляционная электромиография (ЭМГ) — методы исследования биоэлектрической активности мышцы или нерва, возникающей в ответ на электрическую стимуляцию нерва.

Эхография (ультразвуковое исследование)

Ультразвуковое исследование (УЗИ) основано на эффекте регистрации прибором отраженного ультразвукового излучения в пределах 5-7,5 МГц и формирования линейного (статического) или многомерного (динамического) изображения.

К ультразвуковым методам исследования относят:

  • эхокардиографию (УЗИ сердца);
  • эхоэнцефалографию (УЗИ мозга);
  • УЗИ внутренних органов.

Радиоизотопная диагностика

Радиоизотопная диагностика основана на использовании препаратов, меченных радиоактивными изотопами. После введения этих препаратов в организм с помощью специальных аппаратов — сканеров и гамма-камер — регистрируют накопление и движение изотопов в органе или системе.

Лучевые методы диагностики

К лучевым методам диагностики относят:

Группа рентгенологических методов обследования включает:

  • рентгеноскопию – просвечивание органа рентгеновскими лучами за рентгеновским экраном, позволяющее изучить состояние органа по позитивному изображению;
  • рентгенографию — получение рентгеновских снимков в различных проекциях, позволяющее оценить состояние органа по негативному изображению;
  • флюорографию — снимки на малоформатную катушечную пленку, засвечивающуюся рентгеновскими лучами;
  • телерентгенографию — рентгенографию с расстояния 1,5-2 м;
  • томографию — послойную рентгенографию; толщина выявляемого среза составляет 2-3 мм, расстояние между срезами обычно 0,5-1 см;
  • компьютерную томографию — исследование поперечных срезов органа с помощью узкого рентгеновского пучка при круговом движении рентгеновской трубки;

Информация о плотности различных органов фиксируется специальными датчиками, математически обрабатывается на ЭВМ и воспроизводится на экране дисплея в виде поперечного среза. Различия плотности структуры органов автоматически оценивается при помощи специальной шкалы, что придает высокую точность информации о любой интересующей зоне.

Компьютерная томография является наиболее информативным методом рентгенодиагностики. Сфера ее применения очень широка.

Магнитно-резонансная диагностика

Магнитно-резонансная томография (МРТ) представляет собой новый метод лучевой диагностики, успешно внедряемый в медицинскую практику. Он основан на принципе возникновения ядерно-магнитного резонанса. Послойное изображение тканей формируется путем изменения реакции ядер водорода в тканевой жидкости или жировой ткани в ответ на воздействие радиочастотных импульсов стабильного магнитного поля.

Метод позволяет получать контрастное изображение мягких тканей и выявлять даже очаги патологически измененной ткани, плотность которой не отличается от плотности нормальной ткани.

Читать еще:  14пролапс митрального клапана этиология клиника диагностикадифференциальный диагноз лечение

В настоящее время МР-томография является наиболее информативным методом среди методов лучевой диагностики. Сфера ее применения практически не ограничена.

Клинико-лабараторные исследования

Клинико-лабораторные исследования предполагают анализ морфологического и биохимического состава крови, мочи, а при необходимости и других сред организма (спинномозговой жидкости, мокроты, желудочного содержимого, кала).

Лабораторные исследования проводят в следующих направлениях:

  • изучение общих свойств исследуемого материала — количество, цвет, вид, запах, наличие примесей, относительная плотность и т.п.;
    микроскопическое исследование;
  • химическое исследование с целью определения тех или иных веществ — продуктов обмена, микроэлементов, гормонов, соединений, появляющихся только
    при заболеваниях и т.д.;
  • бактериологическое, вирусологическое и другие виды исследований.

Тепловидение

Тепловидение (термография) — метод, основанный на регистрации температуры поверхности тела за счет улавливания инфракрасного излучения. Он позволяет выявлять поверхностно расположенные опухоли или осуществлять контроль за эффективностью лечения различных заболеваний. К достоинствам данного метода следует отнести его полную безвредность и высокую разрешающую способность в определении перепада температуры.

Эндоскопические методы

Эндоскопические методы основаны на введении в полый орган или полость специального прибора, что позволяет определить форму и размер исследуемого органа, состояние слизистой оболочки (цвет, рельеф, т.е. характер, высоту и ширину складок, мельчайшие изменения поверхности слизистой — эрозии, язвы, полипы, опухоли, подслизистые кровоизлияния и т.п.).

эндоскопическим методам обследования относят:

  • бронхоскопию – эндоскопическое исследование бронхов;
  • гастроскопию (полное название -эзофагогастрофибродуоденоскопия) — исследование пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки;
  • колоноскопию — исследование толстого кишечника;
  • ректороманоскопию — исследование сигмовидной и прямой кишки;
  • цистоскопию — исследование мочевого пузыря;
  • артроскопию — исследование полости сустава.

Диагностическая ценность эндоскопических методов увеличивается благодаря возможности во время исследования органа брать материал с поверхности его слизистой оболочки (для изучения формы и структуры клеток) или кусочка ткани (биопсия).

Функциональное тестирование

В основе функционального тестирования лежит оценка изменений функций и/или структур отдельных органов или
систем организма в текущий момент под влиянием различных возмущающих воздействий.

Функциональные пробы наиболее широко используются в целях исследования:

  • сердечно-сосудистой системы;
  • системы внешнего дыхания;
  • вегетативной нервной системы;
  • вестибулярного анализатора;
  • общей физической работоспособности;
  • энергетических потенций организма.

Классификация психодиагностических процедур

Настроить шрифт
  • Размер
  • Стиль
  • Режим чтения

Психодиагностика задается перечислением трех областей психологического знания: предметной (областью психологии, изучающей данные явле­ния), психометрикой (наукой об измерении инди­видуальных различий в диагностируемых перемен­ных) и практикой использования психологического знания.

Практическая психодиагностика предполагает полезные навыки и интуицию, богатый клиниче­ский и житейский опыт. Помимо этого, практиче­ская психодиагностика предполагает свод правил применения психодиагностических инструмен­тов, знание этических и профессиональных норм психодиагностической работы. Так, практик-психодиагност должен понимать и уметь квалифици­ровать условия проведения обследования и учи­тывать их при сопоставлении индивидуальных данных с нормативами. Например, если при прове­дении обследования какие-то элементы обстановки насторожили обследуемого и ситуация обследова­ния превратилась для него в ситуацию экспертизы, то это обстоятельство может сделать невозможным сопоставление индивидуального результата с нор­мами, если последние были получены в ситуации доверительного контакта. И наоборот, если нормы получены в ситуации экспертизы, а конкретное об­следование имеет доверительный характер, то соот­несение с нормами также становится некорректным. Все это психодиагност-практик должен не только знать, он должен выяснить, как восприни­мает ситуацию обследуемый. Практическая психо­диагностика предполагает также учет мотивации клиента на обследование и знание способов ее под­держания, умение оценить состояние обследуемого в целом, знание и навыки сообщения информации обследуемому о нем самом, чуткость к действиям, которые непроизвольно могли бы нанести вред об­следуемому, способность представлять информа­цию для заказчика и многое другое.

В настоящее время существует несколько доста­точно обоснованных классификаций психодиаг­ностических методик, из них наиболее полной, на наш взгляд, можно считать классификацию, пред­ставленную В. Столиным и др.

Во-первых, различают диагностические методы, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ, либо на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует. К первому типу относятся многие тесты интеллекта, тес­ты специальных способностей, некоторых личност­ных черт (например, тест Равена, диагностическая процедура определения полезависимости — поленезависимости Уиткина, тест ригидности Лучинса и др.). Диагностические методики второй группы состоят из заданий, которые характеризуются лишь частотой (и направленностью) того или ино­го ответа, но не его правильностью. Таково боль­шинство личностных опросников (например, тест 16РF Р. Кэттелла).

Во-вторых, различают вербальные и невербаль­ные психодиагностические методики.

Первые так или иначе опосредованы речевой ак­тивностью обследуемых; составляющие эти мето­дики задания апеллируют к памяти, воображению, системе убеждений в их опосредованной языком форме. Вторые включают речевую способность ис­пытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение задания опирается на невер­бальные способности — перцептивные, моторные.

Третье основание, используемое для классифи­кации психодиагностических инструментов, — это характеристика того основного методического принципа, который положен в основу данного приема. По этому основанию обычно выделяют:

1) объективные тесты;

2) стандартизованные самоотчеты:

б) открытые опросники, предполагающие по­следующий контент-анализ;

в) шкальные техники, построенные по типу се­мантического дифференциала Ч. Осгуда, и ме­тодики классификации;

г) индивидуально-ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток;

3) проективные техники;

4) диалогические (интерактивные) техники (бесе­ды, интервью, диагностические игры);

5) психофизиологические, аппаратурные методи­ки, предполагающие психологическую интерп­ретацию физиологических или аппаратурно за­регистрированных поведенческих показателей. Объективные тесты — это те методики, в кото­рых возможен правильный ответ, т. е. правильное выполнение задания.

Общим для всей группы методик стандартизо­ванного самоотчета является использование вербальных способностей испытуемого, а также обра­щение к его мышлению, воображению, памяти.

Читать еще:  Для чего проводится трансректальное узи

Тесты-опросники предполагают набор пунктов (вопросов, утверждений), относительно которых ис­пытуемый выносит суждения (как правило, исполь­зуется двух- или трехальтернативный выбор отве­тов). Одна и та же психологическая переменная представляется группой пунктов (не менее 6—7). Пункты теста-опросника могут быть прямыми, апеллирующими непосредственно либо к опыту субъекта (например: «Боитесь ли вы темноты?»), либо к мнениям, суждениям испытуемого, в кото­рых косвенно проявляются его личный опыт или переживания (например: «Большинство людей честны»). Опросники строятся как одномерные или многомерные, включающие целый ряд психо­логических переменных.

Открытые опросники не предусматривают стандартизованного ответа испытуемого; стандар­тизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям.

Шкальные техники предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, изоб­разительного материала, конкретных лиц и т. п.) по выраженности в них качества, заданного шкалой (например, «теплый — холодный», «сильный — сла­бый»). Обычно используются трех-, пяти- и семито­чечные шкалы. Особый вариант шкалирования — это субъективная классификация, предполагающая выявление субъективной структуризации объектов на уровне шкалы наименований.

Индивидуально-ориентированные (идеографи­ческие) техники типа репертуарных решеток могут по форме совпадать со школьными опросными ме­тодами, напоминать беседу или интервью. Их ос­новное отличие от тест-опросников состоит в том, что параметры, которые оцениваются (оси, изме­рения, конструкты), не задаются извне, а выделя­ются на основе индивидуальных ответов данного конкретного испытуемого. Отличие этих методов от метода интервью состоит в том, что репертуар­ные решетки позволяют осуществлять применение современного статистического аппарата и делают надежными диагностические выводы относитель­но индивидуальных особенностей субъекта.

Проективные техники основаны на том, что не­достаточно структурированный материал, высту­пающий в качестве стимула при соответствующей организации всего эксперимента в целом порожда­ет процессы фантазии, воображения, в которых ра­скрываются те или иные характеристики субъекта. В клиническом употреблении проективные техни­ки часто строятся на интуиции и теоретической подготовке психодиагноста, которые оказываются необходимыми на этапе интерпретации данных. Исследовательское употребление проективных тех­ник предполагает, как правило, применение кон­тент-аналитических процедур, стандартизирующих обработку данных.

Диалогические техники учитывают, что психо­диагност вступает в контакт с обследуемым и дости­гает наилучших диагностических результатов за счет специфических особенностей этого контакта, релевантных диагностической задаче. Так, довери­тельный контакт необходим при диагностике семей­ных затруднений, характера личностного развития ребенка и во многих других случаях, в которых диаг­ност одновременно выступает в роли консультанта или психотерапевта. Ситуация диагностического патопсихологического обследования диктует по­строение общения по принципу экспертизы.

Диалогические техники могут быть вербальны­ми (интервью, беседы) и невербальными (напри­мер, игра с ребенком может выступать как невер­бальная диагностическая процедура).

Различные методические приемы, на основе ко­торых строятся те или иные методики, можно рас­положить на одной шкале, если за единое основа­ние классификации принять меру вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиаг­носта и степень его влияния на результат психо­диагностики.

Аппаратурные методики и объективные психо­логические тесты обладают наименьшей вовле­ченностью психодиагноста в процедуру психо­диагностики, минимальным влиянием личности психодиагноста, его опытности как психолога на результаты диагностического обследования. Почти столь же малой степенью вовлеченности психоди­агноста обладают и некоторые формы стандартизо­ванных самоотчетов — многие опросники и шкаль­ные техники. Можно сказать, что в этих методиках личные качества психолога воплотились на этапе разработки методики, сама же процедура обследо­вания, как и фиксация ее результата, оказывается рутинной операцией, которая в принципе может

выполняться с помощью лаборанта (непсихолога) или по программе ЭВМ. Диалогические техники, напротив, характеризуются максимальной степе­нью вовлеченности психодиагноста в процесс пси­ходиагностики, максимальным влиянием его опыт­ности, профессиональных навыков, способностей в сфере общения на результаты психодиагностиче­ского обследования. Этими качествами обладают различные виды бесед, интервью, диагностических игр. Например, патопсихологический эксперимент как особый психодиагностический метод известен высокой степенью вовлеченности психодиагноста: должен быть создан мотив экспертизы (обследуе­мый должен понимать, что на основе его ответов будет сделано важное для него диагностическое за­ключение), результаты отдельных проб интерпре­тируются в зависимости от того, насколько выра­жен этот мотив (по мнению психодиагноста). Не менее явно влияние психодиагноста на результаты диагностического заключения, выносимого на ос­нове беседы с клиентом психологической консуль­тации. Своими реакциями, ответными репликами, манерой держаться психодиагност может как соз­дать оптимальные условия для получения диагнос­тически важной информации, так и полностью исказить эту информацию, ее смысл.

Все остальные психодиагностические методы занимают промежуточное положение между двумя полюсами, образованными объективными тестами и диалогическими методами.

Многомерные тесты-опросники, предполагаю­щие анализ профиля и интерпретацию отдельных шкал в зависимости от значений других и характе­ра профиля в целом, требуют клинической опыт­ности психодиагноста и, следовательно, на этапе психодиагностического заключения несвободны от влияния личности диагноста. Не менее явно это влияние и при необходимости кодирования ре­зультатов обследования, полученных с помощью открытых опросников либо проективных техник. В последнем случае существенное значение имеет создание психодиагностом атмосферы, раскры­вающей способности испытуемого к воображе­нию, творчеству.

Итак, способности и психические функции ди­агностируются в основном методами, в которых влияние психодиагноста выражено минимально (в основном объективными тестами и тестами-опросниками). Личностные черты преимуществен­но диагностируются тестами-опросниками; ког­нитивная организация, другие индивидуальные свойства — преимущественно методиками средне­го уровня (по степени влияния психодиагноста на процесс диагностики) — репертуарными решетка­ми, проективными техниками.

Мотивация, отношение диагностируются преи­мущественно проективными техниками. Вес диа­логических методик, обладающих максимальной степенью включенности психодиагноста, особен­но важен в области диагностики взаимоотно­шений, общения (таких свойств, актуализация ко­торых требует воссоздания реальных ситуаций общения).

Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с. С. 7-10.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector