0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ полученных результатов выводы исследование личностных качеств младших школьников

Анализ полученных результатов выводы исследование личностных качеств младших школьников

Примечание: * ППС — позитивное психическое состояние

* * НПС — негативное психическое состояние

нс — низкой степени

сс — средней степени

вс — высокой степени

Как видно из таблицы, по результатам исследования в 1-а классе при определении общего психологического климата эмоциональное состояние 6 (35%) детей из группы оценено как позитивное, 11 (65%) детей — находятся в негативном психическом состоянии, 6 (30%) низкой степени и 5 (30%) средней степени. Следовательно, психологический климат в классе составляет 29%, что отвечает сильной степени неблагоприятного психологического климата.

В 1-б классе было оценено эмоциональное состояние 9 (53%) детей из класса как позитивное, 8 (47%) детей находятся в негативном психическом состоянии, 7 (41%) низкой степени и 1 (6%) средней степени. Следовательно, психологический климат в классе составляет 5,8%, что отвечает незначительной степени неблагоприятного психологического климата.

Для получения более конкретных результатов и выявления особенностей межличностных отношений детей с окружающими была проведенная методика «Цветная социометрия», направленная на исследование непосредственных межличностных отношений ребенка к окружающим.

Как и в предыдущей методике, исследования проводились в свободной игровой форме индивидуально с каждым ребенком, учитывая уровень развития каждого отдельного ребенка.

Дети с большим интересом отнеслись к выполнению задания, были положительно настроены.

Обобщенные результаты методики приведены в таблице 2.2

Выраженность непосредственных межличностных отношений ребенка к окружающим

родители и родственники

родители и родственники

родители и родственники

По результатам проведения методики в 1-а классе отношение к себе и самовосприятие у большинства детей в целом позитивное, определенное преимущество в общении дети предоставляют родителям и близким родственникам. Подавляющие, но несколько противоречивые отношения дети имеют с однолетками в группе.

В ходе проведения исследования было установлено, что на выбор цвета фишки для кого-то из окружающих часто влияет непосредственное эмоциональное настроение на настоящее время ребенка. Если папа с утра не позволил съесть конфету, то ребенок во время диагностики может отметить его среди людей, которые его обижают.

Анализ полученных результатов по типам отношений:

по 1-й группе — отношение ребенка к самому себе, самовосприятие. Большинство детей имеют позитивную самооценку, проявляют определенную демонстративность, пытаются утвердиться в семье и в детском коллективе, но пути для этого избирают разные.

Две девочки, которые по предыдущей методике «Паровозик» проявили негативное психическое состояние средней степени, выбрали для себя синий цвет, который свидетельствует о том, что ребенок жалеет себя, часто обижается по пустяковым причинам, мечтает, склонен к фантазированию, грусти.

По 2-й группе, которая характеризует подавляющие согласованные отношения, большинство детей назвали в первую очередь своих родителей, кое-кто из детей называл своих одногруппников.

По 3-й группе — подавляющие, но несколько противоречивые, нестабильные отношения дети имеют с однолетками. По результатам методики и наблюдениям можно сделать вывод, что такой выбор предопределен возрастными особенностями межличностных отношений.

в четвертой группе отношений, в которых ребенок чувствует антипатию, конфликтные отношения, большинство детей отметили, что таких людей они не имеют, их никто не обижает, они ни с кем не ссорятся и со всеми дружат.

К этой категории дети чаще относили детей из класса, с которыми они имели временный конфликт, поведение которых не одобрялось педагогом, а также близких членов семьи, которые применяют к ним негативные методы воспитания или каким-то образом не удовлетворяют их потребности.

Двое детей отметили в этой группе своих родителей, объяснив, что родители им приказывают, при том, что отношения с родителями были также отнесены и ко второй группе, как полностью позитивные.

Рассмотрим один из типичных случаев негативного психического состояния ребенка, которое вызвано неудовлетворением определенных потребностей ребенка.

Даня Г. избрал для мамы зеленый цвет, собаки Геры — желтый и попугая — красный, а о папе и бабушке даже не вспомнил.

Мальчик воспитывается в полной семье, но между родителями большая разница в возрасте. Даня Г. часто болеет, и мама отправляет мальчика к бабушке. Папа не работает, но воспитанием сына почти не занимается. При повторном тестировании мальчик выбрал для папы черный цвет, который характеризует отца как агрессивного человека, который, возможно, применяет к ребенку физические наказания и позволяет обиды.

Такое поведение мальчика свидетельствует о неудовлетворении потребности в общении, возможен стойкий эмоциональный конфликт с отцом, обида на него.

Иной типичный случай, Даша С. отметила, своего брата Максима, когда он ее бьет и его же отнесла ко 2-й группе, когда не бьет. Такая оценка свидетельствует о ситуативности отношения ребенка к окружающим и зависимости их отношения от характера взаимодействия. Кроме того, такая оценка со стороны девочки свидетельствует об ее способности предоставлять адекватную оценку социальному поведению другого человека.

Трое детей отметили в этой группе Диму Л., отметив, что он обижает детей и не слушает воспитателя.

Такая оценка выявляет возможность ребенка оценивать поведение другого; значимость для детей одобрительной оценки действий взрослым, значимость его авторитета в выборе партнеров.

В классе 1-б при проведении данной методики результаты были немного другие:

по 1-й группе — отношение ребенка к самому себе, самовосприятие. Большинство детей имеют позитивную самооценку, проявляют определенную демонстративность, пытаются утвердиться в семье и в детском коллективе, но пути для этого выбирают разные.

Четыре ребенка выбрали для себя фиолетовый цвет, который может свидетельствовать о стремлении ребенка к спокойствию, пониманию со стороны окружающих, незащищенности от неблагоприятных эмоциональных влияний, неустойчивом настроении. При этом двое из них при исследовании эмоциональных состояний в динамике во время режимных моментов выявили стойкое позитивное состояние, а двое — негативное психическое состояние.

Рассмотрим типичный случай недостаточной адаптации ребенка в детском коллективе. Илья Т. выявил негативное психическое состояние средней степени, при анализе отношений в семье стойких негативных отношений с членами семейства не выявлено, при этом ребенок не выбрал ни одного ребенка из группы, во время совместной деятельности интереса и инициативы не проявлял, что может свидетельствовать о низком уровне адаптированной мальчика именно в классе.

Трое детей выбрали для себя синий цвет, который свидетельствует о том, что ребенок жалеет себя, часто обижается по пустяковым причинам, мечтает, склонен к фантазированию, грусти. Двое из них имеют показатели позитивного психического состояния во время режимных моментов в группе. При анализе их отношений по второй и по третьей группе выявлена недостаточная эмоциональность отношений в семье.

В частности, у Оксаны Т. конфликт с бабушкой и дедушкой, у Максима Л. недостаточно внимания со стороны отца.

Двое мальчиков выбрали черный цвет. При этом Кирилл С. во время режимных моментов в группе проявил позитивное психическое состояние, а Андрей Р. — негативное низкой степени.

Из анализа дальнейших ответов Кирилла С. можно сделать вывод о недостаточности близких отношений в семье. При этом в третьей группе он выбрал пять детей из группы, что свидетельствует о тесных и эмоциональных контактах мальчика с однолетками и, возможно, стремлении компенсировать их недостаток в семье.

У Андрея Д. ситуация обратная: при наличии достаточно позитивных отношений в семье мальчик выбрал трех детей к 4-й группе отношений — антипатии, которая может свидетельствовать о наличии конфликтной ситуации между детьми и отсутствии взаимодействия между ними.

По 2-й группе, которая характеризует подавляющие согласованные отношения большинство детей, как и в предыдущей группе, назвали в первую очередь своих родителей.

По 3-й группе — подавляющие, но несколько противоречивые, нестабильные отношения дети имеют так же с однолетками.

По четвертой группе отношений, в которых ребенок чувствует антипатию, конфликтные отношения, большинство детей отметили детей из группы. Чаще всего называли Никиту А., мальчика, который по результатам исследования имеет позитивное психическое состояние, но пытается самоутвердиться в классе, потому привлекает к себе внимание детей и воспитателя всеми возможными средствами, иногда проявляя агрессивность, которая может свидетельствовать о недостаточном уровне навыков ребенка во взаимодействии с окружающими.

Подытоживая результаты нашего диагностического исследования, мы видим, что в 1-а классе общий эмоциональный климат носит негативный характер, в 1-б классе эмоциональный климат имеет незначительный неблагоприятный уровень, который, скорее всего, объясняется низким уровнем адаптации детей к школе.

Читать еще:  Аденома простаты лечение без операции

Проанализировав результаты наблюдений можно обобщить, что эмоциональный дискомфорт предопределяет определенные типы поведения детей:

дети неуравновешенные, возбудительные, импульсивные.

деть, склонные к уединению, скуке.

дети, которые имеют разные страхи.

Эти дети, кроме необходимых в общих чертах условий эмоционального комфорта в детском коллективе, требуют также специальной психологической помощи.

После диагностического эксперимента, на основе полученных результатов установлено, что исследуемые в социальной среде дети выявили достаточно разные уровни эмоционального развития и благоприятности психического состояния.

Выводы

На основе анализа результатов, полученных в ходе диагностического эксперимента, можно сделать следующие выводы:

Общими особенностями личностного развития ребенка можно определить зависимость его эмоционального состояния от окружающей среды, вида, содержания и окраски деятельности.

Выявлена определенная зависимость общего положения ребенка и его поведения от вида его общения. В те дни, когда ребенок получал общение со взрослым желательной формы, он находился в эмоционально приподнятом радостном состоянии, которое содействовало его развитию в целом. Если общение носило неадекватный для данного ребенка характер, положение изменялось на обратное. Особенно тяжело дети переживают замещение желательного общения другим, менее желательным.

Определенное своеобразие имеют реакции ребенка на оценки взрослого. Негативные оценки деятельности снижают ее привлекательность и активность ребенка, а позитивные, напротив, стимулировали сотрудничество, содействовали развитию детской инициативы.83% и 89% детей по классам проявили позитивное эмоциональное состояние во время совместной с педагогом игровой деятельности (дидактичные игры, музыкальные занятия, спортивные занятия, прогулка).

Установлено, что если ребенок находится в неблагоприятном эмоциональном состоянии, это существенно влияет почти на все его функции. Ребенок неохотно вступает в совместную деятельность, а иногда вообще от нее отказывается, снижается речевая активность ребенка, у ребенка нарушается аппетит, сон, он выбирает пассивную роль во время занятий, в поведении с близкими часто проявляет негативизм и агрессию.

Диагностика личностных образовательных результатов младших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Михайленко Татьяна Михайловна

В данной статье мы будем рассматривать вопрос об эффективности использования педагогических диагностик, направленных на определения уровня сформированности личностных результатов младших школьников . Проведенное исследование было направлено на выявления уровня проявления социально ценных качеств личности ; социализированности личности учащихся, направленности на приобретение знаний; выраженности личностных качеств учащихся. Сделан вывод о том, что диагностика позволяет педагогу получить представление о каждом ребенке, о его личностном развитии, и скорректировать свою работу по устранению отрицательных проявлений, и формированию положительных качеств личности .

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Михайленко Татьяна Михайловна

Diagnostics of personal educational results of younger schoolboys

In this article we consider the question of the effectiveness of the use of the pedagogical diagnostics aiming at determining the level of the development of the personality results of the younger students. The present study was designed to identify the level of socially valuable qualities of the personality; socialization of student’s personalities, focus on the acquisition of knowledge; the revelation of personal qualities of students. It has been concluded that the diagnosis allows the teacher to get an idea about each child, his personal development, and to adjust its work to eliminating the negative manifestations, and formation of the positive qualities of the person.

Текст научной работы на тему «Диагностика личностных образовательных результатов младших школьников»

2. Doronina, M.N. (2015), «Investigation of the influence of the imagination on the development of methods of athletic performance», Basic Research, No. 2-18, pp. 4017-4022.

3. Korol’kov, A.N. and Friesen, O.I. (2015), «Mental worries while playing mini golf (on thumbnails golf example, in a boarding house «Olympic-Dagomys»)», Proceedings of the Sochi State University, Vol. 34, No. 1, pp. 33-36.

4. Korol’kov, A.N. (2015), Mini Golf: theoretical and methodological foundations sports training: monograph, Editus, Moscow, ISBN 978-5-00058-310-4.

5. Korol’kov, A.N., Nikitushkin, V.G. and Kulkova I.V. (2013), «Improving performance in golf by sensory isolation», Sports psychologist, No. 3, pp. 36-39.

6. Korol’kov, A.N. (2016), Sports mental imagery: the individual, specific and general», Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 136, No. 6, pp. 236-239.

7. Friesen, A.I., Friesen, O.I. and Korol’kov, A.N. (2016), «Possibilities of use of the device for measuring the speed of balls at the putting and mini-golf», Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.135, No. 5, pp. 225 -231.

8. Yuryev, A.A. (1973), Bullet sports shooting, F&S, Moscow.

9. Martin, K., Moritz, S. and Hall, C. (1999), «Imagery used in sport: A literature review and applied model», The Sport Psychologist, No 13, pp. 245-268.

10. Hall, C., Mack, D., Paivio, A. and Hausenblas, H. (1998), «The Sport Imagery Questionnaire (Imagery use by athletes: Development of The Sport Imagery Questionnaire)», International Journal of Sport Psychology, No. 29, pp. 73-89.

Контактная информация: korolkov07@list.ru

Статья поступила в редакцию 17.01.2017

ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Татьяна Михайловна Михайленко, аспирант, заместитель директора по воспитательной работе, Средняя общеобразовательная школа № 412 Петродворцового района Санкт-Петербурга (ГБОУ школа № 412)

В данной статье мы будем рассматривать вопрос об эффективности использования педагогических диагностик, направленных на определения уровня сформированности личностных результатов младших школьников. Проведенное исследование было направлено на выявления уровня проявления социально ценных качеств личности; социализированности личности учащихся, направленности на приобретение знаний; выраженности личностных качеств учащихся. Сделан вывод о том, что диагностика позволяет педагогу получить представление о каждом ребенке, о его личностном развитии, и скорректировать свою работу по устранению отрицательных проявлений, и формированию положительных качеств личности.

Ключевые слова: личностные образовательные результаты, младший школьник, диагностическое обследование, качества личности.

DIAGNOSTICS OF PERSONAL EDUCATIONAL RESULTS OF YOUNGER

Tatiana Mikhailovna Mikhailenko, the post-graduate student, Deputy Director for educational work, Secondary school № 412 of the Petrodvorets district of St. Petersburg, St. Petersburg

In this article we consider the question of the effectiveness of the use of the pedagogical diagnostics aiming at determining the level of the development of the personality results of the younger students. The present study was designed to identify the level of socially valuable qualities of the personality; so-

cialization of student’s personalities, focus on the acquisition of knowledge; the revelation of personal qualities of students. It has been concluded that the diagnosis allows the teacher to get an idea about each child, his personal development, and to adjust its work to eliminating the negative manifestations, and formation of the positive qualities of the person.

Keywords: personal educational outcomes, younger student, diagnostic testing, personality.

Оценка результатов образования является неотъемлемой частью образовательного процесса. Образовательный стандарт выделяет предметные, метапредметные и личностные результаты образовательного процесса. Существует множество методик диагностики и оценки предметных и метапредметных результатов. Оценка же личностных результатов образовательного процесса представляет определенные трудности [4].

Для того чтобы правильно подобрать педагогические диагностики для изучения уровня сформированности личностных образовательных результатов, необходимо понимать, что включает в себя понятие «личностные результаты». В данной статье под «личностными результатами» мы понимаем сформированность ценностно-смысловых ориен-таций; основ гражданской идентичности; положительной «Я — концепции»; мотивации к учению и познанию; внутренней позиции [1].

Для изучения (оценки) уровня сформированности личностных образовательных результатов младших школьников были подобраны следующие диагностики: методика «Самоанализ (анализ) личности» (О.И. Мотков, модифицирована Т.А. Мироновой); методика для изучения социализированное™ личности учащихся (М.И. Рожков) [2]; изучение направленности на приобретение знаний (Е.П. Ильин и Н.А. Курдюкова) [3]; тест оценки личностных качеств «Психологический личностный профиль» (Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта), которые дают полное представление об уровне развития личности ребенка. Данные методики компактны, просты в применении и апробированы.

Читать еще:  Куркума от простатита лечение потнеции

С целью определения эффективности использования данных методик для изучения уровня сформированности личностных образовательных результатов младших школьников, было проведено диагностическое обследование среди второклассников общеобразовательной школы в количестве 65 человек.

Диагностика проводилась с целью выявления:

• уровня проявления социально ценных качеств личности: активность нравственной позиции; коллективизм; гражданственность в труде; трудолюбие; волевые качества;

• социализированности личности учащихся (адаптированность, автономность и нравственная воспитанность);

• направленности на приобретение знаний;

• выраженности личностных качеств учащихся.

Целью методики «Самоанализ (анализ) личности» являлось исследование уровня проявления социально ценных качеств личности: активность нравственной позиции; коллективизм; гражданственность в труде; трудолюбие; волевые качества.

Анализ результатов данной диагностики показал, что 20% учеников фиксируют высокий уровень проявления социально ценных качеств личности, 63% — средний и 17 % — низкий (рисунок 1).

Согласно полученным результатам, у учащихся 2-х классов недостаточно развиты волевые качества, так как в этом возрасте только начинает развиваться способность к самоорганизации, осваиваются приемы планирования. Нравственное сознание второклассников основано на опыте собственного поведения, а осознание значимости своего труда для общества и ответственность перед коллективом только начинают формироваться.

Самоанализ личности учащихся

□ низкий □ средний ■ высокий

Рисунок 1 — средние показатели по методике «Самоанализ (анализ) личности» (О. И. Мотков, модифицирована Т.А. Мироновой)

Проводя анализ полученных результатов по методике изучения социализированное™ личности учащихся, направленной на выявление уровня социальной адаптирован-ности, автономности и нравственной воспитанности учащихся позволил нам сделать вывод, что учащиеся 2-х классов социально адаптированы к школьной жизни (создан благоприятный психологический климата в классном коллективе, возможность участия в социально значимой деятельности). 52 % из всех учащихся имеют высокий уровень социализации, 43 %. — средний и 5% — низкий (рисунок 2).

Полученные данные по методике изучения направленности на приобретение знаний, целью которой было изучение выраженности мотивации на приобретение знаний, говорят о том, что у 54% второклассников высокая мотивация на получение знаний, у 35% — средняя и у двоих детей (11%) низкий уровень мотивации (рисунок 3).

Высокие результаты говорят о том, что во втором классе у учащихся сохраняется потребность в познании, во многом это зависит и от учителя, который старается поддерживать познавательный интерес у учащихся, через использования различных методов обучения.

Согласно результатам анкеты «Психологический личностный профиль», с помощью которой учащиеся могут оценить степень выраженности у себя тех или иных личностных качеств. Полученный личностный профиль характеризует уровень развитости оцениваемых качеств в данный момент: «Какой я сейчас?», т.е. образ «Я-реальное».

Согласно полученным данным можно говорить о том, что у учащихся 2-х классов ярко выражены следующие качества личности: ответственность (84%), общительность (81%), доброта (89%), активность (87%), отзывчивость (84%), оптимизм (82%), честность (80%). Слабо выражены такие качества, как требовательность (68%), доверчивость (68%).

Рисунок 3 — средние показатели по методике изучения 3го может говорить о том что

направленности на приобретение знаний (Е.П. Ильин и самооценка второклассников завышена н а. Курдюкова) и это является возрастной особенно-

стью данных учащихся. Самооценка у детей 8-9 лет далеко не всегда адекватна их реальным достижениям и возможностям. Одни дети себя переоценивают, другие — недооценивают, один ребенок самоуверен или, наоборот, не уверен в себе.

□ низкий □ средний □ высокий

Рисунок 2 — показатели по методике изучения социализи-рованности личности учащихся (М.И. Рожков)

Диагностические методы изучения личности учащегося

Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого классный руководитель может воспользоваться психолого- педагогическими методами изучения личности младшего школьника. Такие методы должны гармонично включаться в воспитательную работу, не травмировать детей. Результаты диагностических исследований можно обсудить с психологом.

Психолого- педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Психолого- педагогическая диагностика- это оценочная практика направленная на изучение индивидуально- психологических особенностей ученика и социально- психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно — воспитательного процесса.

В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции: информационную, прогнозирующую ,оценочную, развивающую.

Информационная функция диагностики заключается в том, чтобы:

  • выявить относительный уровень развития ребёнка;
  • выявить уровень состояния педагогического взаимодействия;
  • определить основные параметры будущей характеристики ученика.

Прогнозирующая функция диагностики заключается в том, чтобы:

  • способствовать выявлению потенциальных возможностей развития учащихся;
  • определяет прогноз организации взаимодействия с учеником.

Оценочная функция диагностики заключается в том, чтобы:

  • иметь представление о результативности педагогического взаимодействия;
  • определить эффективность использования в педагогическом процессе различных воспитательных и обучающих средств.

Развивающая функция диагностики заключается в том, чтобы:

  • использовать диагностические методики для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития;
  • создать условия для самореализации, самоощущения и саморазвития личности на основе диагностики.

Основные задачи диагностики в начальной школе:

1 .Определить уровни развития ребёнка;

2 .Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону

3 .Увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон).

4. Проанализировать полученные факты.

5. Установить причины изменений.

6. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.

Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил:

  • Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.
  • Диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности.
  • Результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми.
  • Любые результаты исследования должны служить не во вред учащимся и родителям, а во благо.
  • По результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа.
  • Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям.

Беседа является одним из главных методов педагогической диагностики. Беседа может стать важным способом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребёнка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Этой цели может служить беседа как с самим ребёнком, так и со взрослыми, входящими в его окружение. Отличие беседы от обычного разговора состоит в том, что содержание её разворачивается вокруг узкой темы, значимой для ребёнка и взрослого.

Ребёнок выступает в роли отвечающего на вопросы, а взрослый в роли задающего вопросы. В связи с этим метод беседы имеет недостатки, а именно: слабость анализа и синтеза информации ребёнком; недостаточность рефлексивных способностей; утомляемость и невнимательность; сложность вербализации переживаний.

Позитивные результаты от беседы можно ожидать, если:

  • педагог обладает умением создавать благоприятную атмосферу проведения беседы;
  • педагог обладает такими качествами. Как тактичность, коммуникабельность;
  • педагог не делает поспешных выводов и не навешивает ярлыков;
  • педагог обладает умением сочувствовать и сопереживать другому человеку;
  • педагог умеет правильно формулировать вопрос.

Метод наблюдения дает возможность изучить участие ребёнка в конкретном виде деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых их поступках.

Опросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса.

Опросник эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениям.

Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.

Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.

Графические и рисуночные тесты. Данные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.

Сочинения помогают изучить интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущение ребенка.

Для диагностики личностных качеств и учебной мотивации младших школьников можно использовать следующие методики.

Мой портрет в интерьере.

Прежде чем ребята будут выполнять задание, учитель показывает им рамочку для фотографий, на которой можно разместить предметы интерьера (книгу, очки, фрукты, спортивные атрибуты и т.д.). Учащимся предлагается нарисовать свой портрет и поместить в рамку из различных предметов. Предметы для рамки предлагается определить самим учащимся. Предметы, которые включит ученик в интерьер своего портрета, отражают главные интересы его жизни.

Читать еще:  Виды упражнений для лечения простатита у мужчин и правильное выполнение

Учащимся раздаются листочки бумаги, на каждом из которых написано десять раз слово «Я». Учащиеся должны дать определение каждому «Я», рассказывая о себе и своих качествах.

Я — красивый и т.д.

Классный руководитель обращает внимание на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики.

Учащимся класса предлагается заранее выбрать для себя любимую певицу или певца. Певец должен быть одного пола с ребенком. Учащиеся также заранее готовят фонограмму (сами или в этом им поможет педагог). Задача ребенка — выступить перед классом в образе выбранной звезды, используя записи песни. Такая диагностическая методика помогает преодолевать учащимся класса боязнь, неуверенность, формирует положительное отношение учащихся класса друг к другу.

Мои любимые вещи.

Учащимся класса предлагается заполнить анкету, продолжая предложения.

  1. Любимый цвет — :
  2. Любимое имя — :
  3. Любимое дерево — :
  4. Любимый цветок — :
  5. Любимый плод — :
  6. Любимая ягода — :
  7. Любимый праздник — :
  8. Любимый день недели — :
  9. Любимый певец (певица) — :
  10. Любимое животное — :
  11. Любимая книга — :

Учащиеся класса готовят о себе рекламу в газету для участия в конкурсе. В рекламе должны быть описаны внешние данные и внутренние качества, которые позволят победить в конкурсе. Главные требования к саморекламе — искренность.

Учащиеся младших классов с удовольствием пишут сочинения, рассказы, сказки. В своих маленьких произведениях они достаточно искренни, рассказывают о своих радостях и горестях, демонстрируют свои проблемы, которые требуют решения. Большим успехом у учащихся пользуется методика написания сказок. В начальной школе (1-2 — е классы) учащимся можно предложить написать сказки на следующие темы:

  1. Сказка о моем портфеле.
  2. Необычная история об обычном дневнике.
  3. Сказочные каникулы.
  4. Необычные приключения обычного школьника.
  5. Сказочная история о том, как .

Учащиеся сами определяют тему «как» (как я учил уроки, как я не хотел идти в школу, как я проспал и т.д.)

Составление сказочных историй помогает учащимся бороться с проявлениями своих негативных эмоций, неуверенностью, страхом, отрицательными качествами характера.

Что у меня на сердце

Учащимся класса раздаются вырезанные из бумаги сердечки. Классный руководитель дает следующее задание: «Ребята, иногда взрослые говорят, что у них «легко на сердце» или » тяжело на сердце». Давайте определим с вами, когда может быть тяжело, а когда легко, и с чем это может быть связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце тяжело и причины, отчего у вас на сердце легко. При этом вы можете раскрасить ваше сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению.

Диагностика позволяет узнать причины переживаний ребенка, найти пути их преодоления.

Перед процедурой диагностирования учитель проводит предварительную беседу с учащимися, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это — градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо, тревожно — 38, 40, 41 (цифры записывает на доске). Нормальная температура человека — 36,6. У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура у человека может быть и 35. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интереса и желания что — либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая у них условно появляется при назывании этого предмета. Например:

  • Русский язык — 39
  • Математика — 36,6

Это позволяет определить степень тревожности младших школьников, которая связана с учебной деятельностью.

Учащиеся класса получают набор красок или фломастеров, а также листы рисовальной бумаги. На каждом листе нарисовано по 10 кружков, в каждый кружок вписаны следующие предметы, связанные со школой: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Задача учащихся — раскрасить кружки в тот или иной цвет.

Если ребенок окрашивает предметы в темный или черный цвет, это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к этому предмету.

Эту диагностическую методику уместно использовать в конце обучения учащихся в первом классе. Им предлагается выступить в роли фотографов — сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги с квадратиками (по количеству учащихся класса). В этих квадратиках учащиеся должны разместить себя и своих одноклассников, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик заменяет именем своего одноклассника. Классный руководитель обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников, с каким настроением выполняет работу.

Учащимся предлагается список учебных предметов, которые они изучают. Рядом с каждым предметом изображены три рожицы (веселая, грустная, нейтральная). Ученику предоставляется право выбрать ту рожицу, которая соответствует чаще всего его настроению при изучении этого предмета и подчеркнуть её на листочке бумаги.

Например:

  • Математика (улыбающая рожица)
  • Физкультура (грустная рожица)

Методика позволяет увидеть отношение учащегося как к учению в целом, так и к изучению отдельных предметов.

Учащимся предлагается определить, что нужно взять в школу будущего из школы сегодняшнего дня, а также, что брать не нужно. Для этого ребятам раздаются листы бумаги, имеющие два столбца: (+) нужно брать, (-) не нужно брать.

Если учащиеся заносят в столбец (-) учителя, урок, то это говорит о том, что эти понятия вызывают у ученика тревожность, что не способствует формированию положительной учебной мотивации.

Учащимся предлагается поиграть в волшебников. Каждый получает волшебную палочку и превращает школьные предметы в различных животных (по своему усмотрению). Например, школьные учебники раскладываются на столе, ученик подходит к столу, касается волшебной палочкой учебника, и тот превращается:В кого? Учащиеся должны объяснить, почему они превращают учебник именно в это животное. Данная методика даёт возможность выразить ребёнку своё эмоциональное переживание, связанное с изучением каждого учебного предмета.

Ранжирование учебных дисциплин

Учащимся класса предлагается проранжировать (расставить по степени значимости для себя) учебные дисциплины, которые изучаются в школе и обосновать значимость каждого предмета одним- двумя словами. Например, математика — интересно и т.д. Это исследование позволяет выявить учебные интересы учащимся, определить, чем объясняются учебные приоритеты учащихся.

Учащимся предлагается намного пофантазировать и отправиться 1-го сентября в лесную школу. После посещения лесной школы ребята должны рассказывать о том, что они там увидели, ответив на следующие вопросы:

  1. Как выглядит лесная школа?
  2. Какие предметы есть в расписании лесной школы?
  3. Кто учит зверят в лесной школе?
  4. Какой он — учитель лесной школы?
  5. Какие отметки ставят в лесной школе?
  6. Как учатся зверята в лесной школе?

Фантазируя и составляя рассказ о лесной школе, ребята передают свои ощущения и своё восприятие учебного процесса, который сопереживают сами. Если ребёнок описывает лесную школу негативно, он сигнализирует нам о своих проблемах и неудачах реальной школьной жизни.

Учащимся без предварительной подготовки и специального предупреждения предлагается написать сочинение по одной из следующих тем (по выбору):

  1. Что я знаю о русском языке?
  2. Что я знаю о математике?
  3. Мой самый любимый предмет.
  4. Моё самое любимое занятие.
  5. Мой самый грустный день в школе.
  6. Мой самый счастливый день в школе.
  7. Мой выходной день.
  8. Что я думаю о моей учёбе в школе.
  9. Как я хочу закончить учебный год.
  10. Мои школьные трудности.

Сочинения можно анализировать по различным критериям. Одним из критериев анализа является выбор учеником темы сочинения. Если ученик пишет сочинение и выбирает, к примеру, «Мой самый грустный день в школе», значит, эта тема или проблема доминирует у него над всеми остальными, вызывает тревогу, требует немедленного решения.

Содержание сочинения тоже очень много может сказать классному руководителю: об интересах учащегося, его эмоциях и чувствах, переживаниях, поиске решения и т.д.

Самое главное — чтобы сочинения ребят не оставались без внимания взрослого. По результатам работы над сочинением можно организовать внеклассную работу с учащимися: индивидуальную работу с учащимися: индивидуальную консультацию, учебную помощь, взаимопомощь и т.д.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector